На главную       Назад

Любовь к Богу и любовь к человеку.



Любовь, о которой я поведу речь, - это не супружеские отношения, не "продукт гормонов" и не секс. Любовь, о которой написана эта статья, не подпадает под определения и не разлагается алгеброй, поэтому вместо рассуждений о природе любви я скажу только: "Знающий - поймет."
А рассуждать я буду о том, почему любовь "уходит", "остывает", "испаряется" и "исчезает". Почему те, кто так жаждет любви, кто хочет отдать всего себя любимому, снова и снова разочаровываются и никак не могут найти "того (или ту) единственного (единственную)"? Мой ответ прост: потому что они путают любовь к человеку и любовь к Богу.
В каждом человеке есть способность любить и есть стремление к красоте, к совершенству, к бесконечности - к Богу. И только в Боге можно найти все это, и совершенную любовь, которая "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всему верит, всего надеется, все переносит (1Кор. 13)". Ни один человек не совершенен, и поиски идеала среди людей всегда были и будут тщетны. Тот, кто ищет идеал, на самом деле ищет Бога. Бог не изменит и все простит, Бог бесконечен и непознаваем, Бог есть совершенный разум и совершенная красота - все то, к чему стремятся искатели идеала и идеальной любви. Богу можно отдавать всего себя без опасения быть преданным. Для того, чтобы быть любимым Богом, не нужно особо стараться улучшить себя, Бог любит человека даже грешным. Такова любовь к Богу.
И совсем иная - любовь к человеку. Здесь уже сам любящий должен стать "долготерпящим, милосердствующим и т.д.", сам должен уметь прощать и любить грешного человека, должен стараться быть совершенным и прекрасным. Потому что человек слаб,и скорее будет ждать от другого долготерпения, совершенства и верности, чем станет таковым сам. И на каждую тысячу жаждущих любви приходится только один, готовый долготерпеть и быть совершенным. Обычно находят друг друга два ищущих идеала грешных и слабых человека, и стоит только каждому из них распознать "неидеальность" другого, как любовь, вспыхнувшая вначале, быстро остывает и сменяется разочарованием. И снова они отправляются на поиски идеала и любви. Возможно, именно по этой причине Христос запретил разводиться: если ты сказал "люблю", люби, как хотел бы, чтобы любили тебя: долготерпи, не превозносись, всему верь, всего надейся, а не бросайся на поиски более идеального человека при появлении трудностей. "Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. <...> Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано.(Матф. 19)."
Любовь не может долго жить в душе того, кто любить не умеет, кто не готов прощать, "всему верить, всего надеяться" и становиться совершенным. Тот, кто хочет истинной, совершенной любви, может идти двумя путями - либо стремиться к Богу и Его любить, либо самому стать подобным Богу и любить человека так, как любит Бог. "Кто может вместить, да вместит (Матф. 19)".


На главную       Назад