На главную
Назад
Романтики, как они есть.
Кто такой романтик? Романтик, по-моему, - это человек,
живущий в своем особом мире. Причем мир - это не пространство-время, а
смыслы, - то есть то, что в философии называется "символические формы".
При взаимодействии с окружающей реальностью человек-неромантик видит те
смыслы, которые задает символическая форма, к которой он принадлежит
(культура, наука, религия, искусство). Скажем, верующий видит в
внезапном отключении света в доме Божий промысел, физик - короткое
замыкание, антисемит - происки мирового еврейства, художник - черное
одиночество дома среди светящихся фонарей. А что видит романтик? В
том-то и дело, что романтик видит то, что предсказать невозможно. По
определению, у романтика будет свой смысл, который можно предугадать,
только проникнув и познав мир романтика. Романтик сам создает свой мир
и смыслы (см. "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский"), из-за чего
кажется странноватым (если не сумасшедшим), и чем он, собственно, и
интересен и отличен от неромантиков. Посему, если вы видите
самопровозглашенного романтика, тщетно ищущего Любовь, которая должна
быть точной копией девушки из журнала Playboy, #245, на 18-й странице,
сверху, - не верьте ему. Он ничего не создает, никакого иного мира, он
так же потребляет общекультурные смыслы (130х60х90+белокурые
волосы=идеал), как любой добропорядочный гражданин. Романтик живет в
той же реальности, что и все (старая кляча, ветряные мельницы,
крестьянская девушка), но видит в ней совсем иной смысл. Старая кляча
для всех - символ бедности и недостоинства, а для него - его верный
конь, достойный любого рыцаря. И общепринятый смысл ничуть не
"реальнее", чем смысл личный, "донкихотовский". Бедность, равно как и
достоинство, существуют только в голове человека, и сам человек
вкладывает смысл в эти слова. Реальность же, повторюсь, одна.
Какой вывод я хочу сделать из всего этого? Вроде бы, напрашивается
такой: можно менять реальность (зарабатывать деньги и покупать коня
попородистей и поздоровее), а можно менять смысл этой реальности, и
первое, естественно, правильно, а второе - эскапизм. Но вот в чем дело:
мы определяем, как действовать и каким образом менять реальность,
исходя из наших смыслов и представлений. Поэтому перемена своего
смыслового пространства - первичнее и важнее перемены реальности в
согласии с уже имеющимися, неизвестно, откуда взявшимися
нерационализованными и необдуманными смыслами. А уже из новосозданного,
своего мира смыслов, романтик творит свою - непредсказуемую и
совершенно иную, удивительную жизнь.
На главную
Назад