На главную       Назад

О зарождении человеческой души.

Догмат о существовании в человеке особой сущности - души, является одним из важнейших в христианской антропологии. Однако четкого определения понятия "душа" ни один богослов не дает. Поэтому для удобства я приведу свое собственное определение. Следует сказать, что душа есть и у животных (сознание, темперамент, эмоции, индивидуальные черты характера, передающиеся по наследству и т.д.). Но у человека, помимо животной души, есть дух. Дух - это то, что отличает человека от животных, это некая целостность в человеке, обладающая самосознанием и способностью любить и волить. Вопрос, когда в человеке появляется животная душа, не представляет интереса: этот процесс идентичен у животных и у человека - живые существа получают душу от родителей, как одно из базисных свойств своей природы, как инстинкты и рефлексы. А интересует нас зарождение духа - как и откуда он появляется. Говоря о зарождении человеческой души, нужно иметь в виду именно дух или дух+животная душа.
В Библии вопрос о том, как и когда появляется в каждом новом человеке душа, никак не освещен. Поэтому в вопросах зарождения человеческой души принято ссылаться на авторитет Святых Отцов, которые, как признает Церковь, могут и заблуждаться, и прямо полемизировать друг с другом. Предположение, что именно Бог каждый раз при каждом зачатии создает новую душу, которая входит в человеческое тело при зачатии или рождении, является наиболее распространенным (да, пожалуй, и единственным, после признания идеи предсуществования душ ересью) среди Отцов Церкви, однако имеет ряд серьезных недостатков, как в области теории, так и в области практики. Рассмотрим их последовательно.
Практическим возражением против данной идеи является факт существования детей-маугли. Это эксперимент, который иногда ставит сама природа - дети, потерявшиеся в возрасте 1-2 лет и лишенные человеческого общества, вырастают в "чистых" условиях, без чьего-либо влияния, и в них мы, теоретически, должны видеть все, что вложено в человека изначально - совесть, душу и т.п. Однако на самом деле все дети-маугли, которых отлавливали в возрасте 8-12 лет, оказывались полностью лишенными чего-либо человеческого. Они становились животными, без каких-либо следов самосознания, души или совести, причем если ребенок был найден в возрасте старше 5 лет, вернуть его в человеческое общество и развить в нем человеческие качества было невозможно. Следовательно, если предоставить младенцу развиваться от рождения самостоятельно, вне людского общества, в человека он не разовьется. И нет смысла говорить о душе, которая дается человеку при зачатии или рождении.
Теперь рассмотрим выводы, которые следуют из этой теории. Если предположить, что Бог творит душу при зачатии и тогда же влагает ее в тело будущего человека, то возникают неразрешимые противоречия с наследованием последствий первородного греха, с тем, что человеческая душа несовершенна и склоняется к злу. Так как греховность человека именно в душе, в удобопреклонности воли ко греху, в тлении произволения. Получается, Бог творит дефективную душу? Такое предположение абсурдно: совершенный Бог творит все совершенное и не влагает в свое творение ничего дурного, поэтому предположение о том, что Бог вкладывает в тело созданную Им душу при зачатии или рождении - неверно.
Возражением из области богословия будет то, что творение, как нам известно из Священного Писания, завершилось в 6 дней и неясны основания, на которых Богу приписывается непрестанное, каждодневное, можно сказать, конвейерное производство человеческих душ. "Мы никоим образом не находим, чтобы Писание говорило, что Бог вылепляет или создает что-либо после первой недели миротворения. Если же ты в этом сомневаешься, покажи сам какое бы то ни было создание или произведение, сотворенное Богом после первой седмицы. Но ты никоим образом не сможешь показать его, ибо все видимые создания возникли в первую седмицу. Ведь Бог в первую неделю сотворил человека и повелел ему рождать и рождаться, сказав: плодитесь и размножайтесъ, и наполняйте землю (Быт. 1:28)" (Св. Иоанн Дамаскин). Более того, если мы признаем истиной создание души в момент зачатия, нам прийдется признать, что Бог либо несвободен, либо неблаг, либо неразумен. И вот почему: как известно, у женщин встречаются такие формы бесплодия, как невынашивание. Женщина даже не подозревает, что каждый месяц она беременеет, а ровно в срок менструации у нее происходит выкидыш. И что же, каждый раз Бог создает новую душу, зная, что через пару недель эта новая душа стопроцентно погибнет? Очень большое число женщин пользуются таким средством контрацепции, как внутриматочная спираль, которая дает точно такой же эффект: выкидыш в срок месячных. И тут Бог, как дурак, создает каждый месяц по нескольку миллионов изначально обреченных душ? Я думаю, каждый согласиться, что давать душу нескольким клеткам, которые обречены на гибель - неразумно и жестоко. И почему Бог, свободная Личность, не может выбирать по своему всезнанию и усмотрению, давать ли душу тому, что еще не является человеком и прекратит существование меньше, чем через месяц, или нет? Или Бог не так уж свободен, раз, по мысли Святых отцов, должен что-то совершать не по своему желанию, а по обязанности, невзирая на обстоятельства? Или Бог не благ, раз не дает такому огромному количеству душ увидеть белый свет? Или гибель до рождения не так уж плоха для человека, раз Бог считает, что не родиться на свет для души - благо и дает ее, несмотря ни на что?
Но я верю, что Бог свободен, разумен и благ. Неразумно предположение о создании души в момент зачатия. У меня есть другое предположение о душе, которое не противоречит ни фактам, ни логике, ни Священному Писанию. Душу человеческую действительно творит Бог. Но Он не делает это ежесекундно. Так же, как когда-то Бог сотворил жизнь, так Он сотворил душу. И как все живое передает жизнь своим потомкам, так и человек способен передать то, что создал Бог, своим детям. Св. Иоанн Дамаскин: "И поскольку человек был одушевлен, имея одушевленное семя, в собственной его жене взошел посев. Так что человек рождает человека, как говорит божественное Писание: Адам родил Сифа, и Сиф родил Еноса, и Енос родил Каина, и Каин родил Малелеила, а Малелеил родил Иареда, и Иаред родил Еноха (Быт. 5:3-18). И не сказано: Бог создал Сифа, или Еноса, или кого другого, и отсюда мы знаем, что один-единственный Адам создан Богом, а потомки его рождаются и рождают до сего времени. И так благодатью Божией стоит мир, потому что и всякая трава и растение с тех пор повелением Божием рождает и рождается - ибо сказал Бог: Да произрастит земля зелень травы (Быт. 1:11), и повелением Его произросло всякое древо, и всякий род травы и растений, имея в себе семенную силу." Иоанн Дамаскин заблуждается, считая семя носителем души. Человек передает душу своим детям иначе, чем жизнь.
Дух, как и всякая сложная сущность в этом мире, возникает в человеке постепенно (каждый, у кого есть дети, наблюдал этот процесс). С момента рождения человек погружается в человеческое общество, вступает в эмоциональные и физические связи с миром и людьми, и начинается процесс сотворения души. Сначала родители направляют этот процесс, обучая ребенка языку и базисным понятиям, без которых невозможно мышление и самосознание, затем человек, обретя вышеозначенные способности, начинает свой собственный путь, и развитие его души уже зависит от него самого, а не от окружающих. Точной "датой" появления в человеке собственной души можно назвать время появления самосознания (это можно заметить по тому, что ребенок перестает называть себя в третьем лице и начинает говорить о себе "я"). Каждый человек помнит себя только с определенного момента в прошлом, с момента появления самосознания. После этого человеку еще предстоит изучить и научиться пользоваться своим новообретением - своей душой. Человек также еще не обладает в полной мере главными отличительными качествами души: способностью любить и волить, - у него есть только зачатки этих способностей: привязанность и капризность. Таким образом, развитие человеческой души можно разделить на 3 периода:
  1. эмбриональный период (с появления на свет до осознания своего "Я");
  2. рождение - собственно появление самосознания;
  3. период независимого, самостоятельного развития, направляемого уже самим человеком.
Жизнь не может возникнуть вне живого, и человек не может стать человеком и обрести душу вне людей. Можно провести такую параллель: как зародыш, не имея еще собственной полноты жизни, не может существовать отдельно от того тела, от которого он эту жизнь перенимает, так и ребенок, в ком еще не образовалась собственная, имеющая возможность существовать и развиваться самостоятельно душа, будучи отделен от людей, которые передают и создают в нем душу, погибает душевно и становится животным. Бог дал людям язык, душу и совесть, Бог дал людям Святого Духа - и люди должны передавать эти дары другим людям, а не Бог. Человек рождается животным, но он может стать человеком, причастившись другим людям.


Душа Христа

Своего рода мерилом истинности любой теории зарождения души является применимость ее к человеческой душе Христа. Как мы увидим в дальнейшем, данная теория легко решает вопрос о времени и способе появления души Христа. Однако сначала необходимо понять различия между Христом и человеком. Различия, как нам известно из Библии и догматов христианства, следующие:
Итак, в Христе соединены две природы - божественная и человеческая, и разумно предположить, что и душа Христа должна соединять в себе дух человеческий и дух Божий. Следовательно, в продолжение 30 лет земной жизни Христа причастностью к людям создавалась в Нем человеческая сущность Его души, и причастностью к Богу развивалась божественная, предвечный Логос постепенно обретал свое воплощение (ведь, как мы знаем из Библии, никакими "сверхъестественными" свойствами Иисус в младенчестве не обладал, так же как и новорожденные люди, не умел говорить, ходить и т.д.). Возможно, в этом и заключается ответ на обычное недоумение по поводу "бездействия" Иисуса на протяжении столь долгих лет. Для обретения полноты божественной сущности во плоти нужно больше времени, чем для становления человеком.
Однако встает вопрос о совечности Христа Богу-Отцу. Если бы Христос уже был рожден Богом "прежде времен" и уже существовал как личность, как бы Он мог быть снова рожден от Святого Духа? Тогда бы Христос должен был сам снизойти в чрево Марии, либо должен был исчезнуть как Личность, чтобы быть снова рожденным от Святого Духа, но уже в человеческом теле. Разрешить это затруднение нам помогут слова из Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. <...> И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца." Греческое слово "логос", переведенное в русском варианте как "слово" означает также идею, мысль, сознание, логику и т.д. Значит, до того, как "Слово стало плотию", оно существовало как идея, как мысль Бога. И эта Мысль обрела воплощение при Понтии Пилате. Такое предположение разрешает затруднение, связанное с вопросом о тождественности Христа до воплощения Христу-богочеловеку. Безусловно, Христос совечен Богу, но Он совечен Богу-Отцу как Логос, как идея, мысль, "чрез которую все начало быть".


На главную       Назад