На главную       Назад

О времени и свободе воли.

От того, каким мы признаем Бога, зависит решение вопроса о свободе воли: ведь если Бог знает будущее и все, что выберет и сделает каждый человек, то никакой свободы воли на самом деле нет, а есть предопределение. В зависимости от признания либо непризнания всеведения Бога (знает ли Бог будущее) мы получаем представление о Боге либо как о 1) вневременном и трансцедентном, либо 2) вечном (существующем каждое мгновение во времени) и вездесущем. Поэтому некоторые богословы (например, Суинберн) помещают Бога в мир и во время, чтобы Он не смог из трансцедентности подглядеть и узнать, что там сделает человек в будущем. Причиной такого решения, наверное, является представление о времени, как о некоей линии, простирающейся от сотворения мира до его конца, и о текущем моменте, как о точке на этой линии. Вневременное же существо при таком воззрении может при желании оказаться в любой точке на этой линии. И Бог тогда определяет одновременно события и 105, и 1999 года, что кажется абсурдным и отвергается. А на мой взгляд, Бог, несомненно, пребывает вне времени, но время я представляю себе иначе. Время и пространство представляют собой единую сущность. И поскольку они едины, они и развиваются и разворачиваются едино. Для того, чтобы существовал отдельно от нынешнего какой-либо момент прошлого, нужно, чтобы так же отдельно существовал весь мир, все пространство, включая материю. То есть необходимо огромное количество снэпшотов, копий всей Вселенной в каждый мельчайший квант времени, которые, к тому же, должны где-то храниться. Но всей этой громаде, увы, храниться совершенно негде - пространство-время у нас только одно, и оно не резиновое. Поэтому во времени нет всего, что произошло от начала времен. Каждое мгновение не хранится и не длиться бесконечно. Мир вместе со временем развивается и изменяется, но предыдущие состояния больше не присутствуют здесь, в пространстве-времени. Только Бог помнит о них. Поэтому нет противоречия в признании Бога существующим вне времени - Бог мог бы переместиться в какой-либо момент в прошлом, только создав новый мир по памяти. Мне на данный момент кажется, что всеведение Бога не ограничивает свободу воли человека: Бог знает то, что Он пожелает знать - и Он же сам добровольно ограничил область своего знания дарованием человеку свободы воли. Бог знает то, что Он сам предопределил, будущее человеческого рода, общее и главное, в частностях же и мелочах человек совершенно свободен. К тому же, если Бог действует в мире и все происходит с Его попущения и согласно Его воле, то всю последовательность отдельных мелких человеческих поступков Бог может соединить так, что в результате они выльются в действие, угодное Богу - и в этом божественная премудрость. Наверное, каждому довелось наблюдать, как последовательность, казалось бы, незначительных и случайных вещей приводила к очень значительному результату. Бог действует ненасильственно, извне, в отличие от бесов. Как добрый отец, Он оставляет на нашем пути нужные инструменты и приоткрывает двери, а пользоваться или нет - решаем мы. Он может "встретить" двух людей, но уже сами люди будут решать, знакомиться им или нет. Воля человека неподвластна Богу, но Ему подвластен весь остальной мир, и через материю Бог может влиять на действия человека: удастся ли человеку то, что он замыслил, успеет он вскочить на подножку трамвая или не успеет, сложатся обстоятельства или не сложатся. Так, мне кажется, происходит в нашем мире взаимодействие божественной и человеческой воли - без умаления божественной и отрицания человеческой.

На главную       Назад